Адаптация ребенка к условиям дошкольной образовательной организации

Документы

Как помочь ребенку адаптироваться в детском саду

Понятие «адаптация» в современной литературе рассматривается как приспособление организма к новым для него условиям среды. Для ребенка детский сад является новым пространством, с новым окружением и новыми отношениями. Поэтому возникает необходимость адаптации к новой среде и условиям, новым требованиям и новым людям в окружении.

Выделяют три фазы адаптации:

1. Острая фаза. В среднем эта фаза длится 1 месяц, сопровождается различными колебаниями в соматическом состоянии и психическом статусе, что приводит к частым простудным заболеваниям, снижению аппетита, ухудшению сна, задержке в речевом развитии;

2.  Подострая фаза. Длится 3-5 месяцев, характеризуется адекватным поведением ребенка, то есть сдвиги уменьшаются и регистрируются лишь по отдельным параметрам на фоне замедленного темпа развития, особенно психического, по сравнению со средним возрастными нормами;  

3. Тяжелая адаптация – длится от 2 до 6 месяцев, ребенок очень часто болеет, теряет уже полученные навыки, может наступить истощение организма.

Ученые выделяют еще четвертую степень тяжести прохождения адаптации: сверхтяжелая адаптация, когда адаптация длится около полугода и более. В данном случае ребенка лучше совсем не водить в детский сад.  

На успешное или неуспешное протекание адаптационного периода могут влиять состояние здоровья, возраст, темперамент, уровень психического развития, индивидуальные особенности психики ребенка, опыт уже имеющейся социальной адаптации, сильная привязанность к одному из членов семьи (чаще – к маме), стиль детско-родительских отношений.

Тяжелая адаптация к детскому саду у детей чаще всего вызвана следующими причинами:  

✓ отсутствием режимных моментов в семье;

✓ наличием у детей различных привычек (использование соски, питье из бутылочек и др.);

✓ отсутствием способности занять себя игрой;

✓ недостатком элементарных навыков самообслуживания;

✓ недостатком умения взаимодействовать со сверстниками и взрослыми людьми.

Дети в возрасте от 9-10 месяцев и до 2 лет сложнее всего адаптируются к новым для них условиям, так как у малышей начинают формироваться привычки и возможности их перестройки еще нет.  После 2 лет процесс адаптации для детей проходит лучше, малыши начинают хорошо понимать речь взрослого, успокоить ребенка становится легче, дети в этом возрасте более любознательные и у них уже есть опыт общения с взрослыми и сверстниками. 

Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie